Дом, где Михаил Афанасьевич Булгаков жил с родителями с 1906 по 1919 год и куда «поселил» героев романа «Белая гвардия», Виктор Некрасов назвал «Домом Турбиных» и эта фраза так и осталась в городском фольклоре. Сегодня в этом доме продолжают свою музейную жизнь одновременно две семьи: семья писателя и семья его литературных героев.
Одна из старейших киевских улиц, Андреевский спуск, вьется меж летописными горами, сбегая с высот Верхнего Киева на старинный Подол. В конце минувшего столетия улица застраивалась заново. Новые дома размещались гармонично, уютно и по-своему красиво. В каждом доме жил какой-нибудь ремесленник или торговец, и торговля велась тут же. Главными украшениями улицы до сих пор остались Андреевская церковь XVIII века - творение Б.Растрелли и романтический дом-замок над летописной горой Уздыхальницей. А под ней, на неудобном участке, киевский архитектор И.И. Горденин сто лет тому назад поставил дом № 13. Именно в этом доме в 1906 году поселилась семья профессора Киевской духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова.
Большая профессорская семья занимала второй этаж дома - «все семь полных и пыльных комнат». Здесь, в сравнительно небольшом доме «постройки изумительной (на улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик - в первом)» и поселил Михаил Булгаков героев своего любимого романа и пьесы «Дни Турбиных». Фамилия Турбиных для Булгакова - родная: это девичья фамилия его бабушки Анфисы Ивановны. Родными стали для Михаила Афанасьевича и стены этого дома.
Так получилось, что с легкой руки другого замечательного киевлянина, писателя Виктора Платоновича Некрасова, дом этот называют не по фамилии автора романа «Белая гвардия», а по фамилии «живших» здесь его героев. Это случилось после того, как в «Новом мире» (1967, № 8) был опубликован очерк В.П. Некрасова «Дом Турбиных», и люди потянулись к этому дому. Так он стал современной легендой Андреевского спуска. Мемориальная доска на доме была установлена лишь в феврале 1986 года, а в марте восемьдесят девятого Киевским горисполкомом было принято решение о создании музея М.А. Булгакова как филиала Музея истории города Киева.
Музей посвящен «киевскому Булгакову». Все то, что принадлежало Булгаковым, представлено в своем истинном, натуральном виде. Жанр экспозиции определен как «Портрет автора со своими героями в интерьере дома». Посетители попадают в святую святых писателя – момент рождения замысла. Интерьер музея – не реконструкция, не воссоздание, а рождение новой художественной среды, где мемориальные и литературные предметы организованы в пространстве в иных связях, не по жизненным, а по театральным законам, близким мировидению Булгакова. Экспозиция обращается к памяти, к давно забытым чувствам. Она построена на ассоциативном мышлении и соответствует пониманию глубинной сути Булгакова. Все вокруг вовлекает посетителя в размышление о жизни, театре, медицине, религии, искусстве и культуре, о человеческой судьбе.
Чудо, ожиданием которого проникнуты все произведения Булгакова, совершается именно здесь, в этом доме, названном одним из героев «богоспасаемым». Именно оно раздвигает границы пространства до «пятого измерения»: шкаф странным образом становится дверью квартиры № 50 («Мастер и Маргарита»). Открывая эту дверь, посетители попадают … в киевскую квартиру…в комнату, где жил тот, кто придумал все эти игры с пространством и всевозможные чудеса. В комнату Михаила Булгакова…
В финале экспозиции музей впускает в дом тему Города, разрушая реальное пространство, чтобы еще раз, уже на космическом уровне, продемонстрировать «пятое измерение». К этой части экспозиции относится комната, где умирал Алексей Турбин. Ее видно из столовой «сквозь зеркало». В комнате валит снег – «крупный и ласковый». Проступают звезды на «занавесе Бога». Мятущиеся сполохи невиданных пожаров лижут языками лежащие на столе бумаги, которые, однако, не загораются. И все это – огромное небо, крупно несущийся снег и языки пламени – врывается в спокойный теплый дом, подхватывая Алексея и героев булгаковских романов, смешивая все и всех в единое целое…
Скрипят старые половицы, перезваниваются часы, и таинственно освещают углы старые лампы. Вещи, излучающие энергию хозяев, ведут несложную беседу. И нескончаемым потоком идут люди в Дом. Убедиться, что жизнь продолжается. Увидеть. Почувствовать. Вспомнить…