В Киевском музее авиации находится единственная в мире коллекция бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерные бомбы.
Музей открыли в 2003 году – к 100-летию авиации, по указу тогда еще премьер-министра Виктора Ющенко. Собирали всем миром: часть экспонатов перекочевала с киностудии имени Довженко, заводы помогали с ремонтами. Подсобили даже американцы – когда резали на металлолом стратегические бомбардировщики, несколько экземпляров сохранили для истории и перевезли в Киев. Так что это – первый полномасштабный транспортный музей в Украине и один из крупнейших по площади – больше 14 гектаров.
В нем свыше 70 самолетов и вертолетов. А еще – ракеты, вооружение, двигатели. Настоящий полигон!
При входе стоит уникальный Ту-104, первый серийный – заводской номер 001. Он летал до 1958 года, пока не передали в НАУ "на растерзание" студентам. Он интересен своим салоном – в нем были обустроены "вип-места": сзади сидели "простые смертные", а в передней части находятся 4 отсека-купе с умывальниками, обивкой из бархата и красного дерева – для высших руководящих чинов.
Есть Ил-86 – самый первый, испытательный: в нем предусмотрен аварийный люк для экипажа – и Ил-18 №01.01. Илюшинское конструкторское бюро даже выразило благодарность киевскому музею за сохранение самолета – они думали, что его уже давно уничтожили.
"Летающий гастроном" и бомбардировщики
Больше всего поражает военная авиатехника – особенно когда узнаешь, что могли в свои лучшие годы эти мирно стоящие на траве "борта". И какой ценой давались эти возможности...
– При испытаниях Су-24, до недавнего времени основного бомбардировщика украинской армии, погибло 10 пилотов и вышло из строя 13 машин, – рассказал начальник научно-популяризационного отдела Борис Антоненко. – Все потому, что его "учили" летать с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме на высоте 15–200 метров и быстрее скорости звука. В иракских войнах американцы не смогли сбить ни одного такого самолета.
Вот МиГ-25, за которым до сих пор мировой рекорд высоты – больше 37 километров. Поверхность корпуса прогревалась на сотни градусов, и на нем стояла мощная система охлаждения на... 200 литров водно-спиртовой смеси. За это самолет называли "летающий гастроном". Член Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян говорил про него: "Если родина прикажет – заправим армянским коньяком".
Кроме того, оказалось, что в Киеве – единственная в мире коллекции "Бэкфайеров" – стратегических бомбардировщиков Ту-22, способных нести ядерные бомбы. Боевые машины в рамках разоружения порезали американцы, но несколько экземпляров перевезли в музей – по частям. Рядом на тележках мирно лежат ракеты Х-22, каждая из которых способна уничтожить целый город.
Собрать самолет – дело хитрое
На Медовую захаживают не только рядовые посетители, но и люди, чьи судьбы были связаны с тем, что теперь стало музейными экспонатами, – летчики, которые сами сажали самолеты на последнюю стоянку. Приходят американцы, ветераны Афгана, участники съемок и почитатели фильма "В бой идут одни старики" – ведь тот самый самолет Леонида Быкова также находится на музейной площадке. Рядом – модель первого украинского, еще деревянного, самолета "Анатра-Анассаль" начала XX века. В 1912 году предприниматель Артур Анатра открыл в Одессе авиазавод, где выпускали по самолету в месяц. В 2005 году из Южной Пальмиры в Киев передали его модель в натуральную величину.
К сожалению, пока мало киевских самолетов КБ Антонова – всего три, в том числе знаменитый "кукурузник". Сейчас есть предварительное согласие на передачу авиамузею пяти самолетов, в том числе гигантского "Руслана", но впереди еще процедура перевозки. Впрочем, "крылатым" музейщикам к этому не привыкать.
Под открытым небом проводятся уникальные операции по сборке: сейчас самолеты поступают в основном автотранспортом в разобранном виде, подчас это около 20 трейлеров за раз! Зачастую это спонсорская помощь. Экспозиция пополняется каждый год. Сейчас около 10 самолетов готовятся к перебазированию, больше десяти – согласовываются на передачу. С каждым годом все больше экспонатов, в которые можно попасть внутрь.